Составление бюджетной сметы

Бюджетной сметой называют документ, отражающий лимиты финансовых обязательств тех организаций, деятельность которых финансируется из средств Государственного бюджета. Нормативы расходов установлены в соответствии со ст. 70 НК РФ.

За счет средств Федерального и муниципального бюджета происходит оплата строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ. Показатели расходных статей и их стоимость рассчитываются на основании нормативных баз: ТЕР 2001, ФЕР 2001, ТСН02001. Выбор нормативной базы зависит от источника финансирования затрат.

Предварительные работы по подготовке сметной документации включают изучение проектной документации и основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности. Далее определяются объемы бюджетного финансирования и системы налогообложения. От этих характеристик зависит выбор коэффициентов, необходимых для уточнения суммы накладных расходов.

От технологии выполнения предстоящих работ (реконструкция, реставрация, ремонт и т.п.) зависят способы вычислений, применяемых сметчиком. Далее рассматриваются факторы, способные повлиять на реализацию проекта: качество подъездных магистралей, плотность застройки, степень удаленности от инфраструктурных объектов и т.п. Все сметы, разработанные с целью определения затрат бюджетных организаций, в обязательном порядке должны подвергаться независимой экспертизе.

Стоимость услуг по составлению и утверждению сметы, как правило, не превышает 0,2% от общей суммы стоимости проекта, включая стоимость затрат, связанных с защитой документации перед контролирующими органами и устранением обнаруженных недочетов.

Смета бюджетной организации должна быть составлена подробно, с подробной расшифровкой предстоящих видов работ и их стоимости. Чем больше масштабы запланированного проекта, тем подробнее должны быть расшифровки, пояснения, содержащиеся в основном финансовом документе. От сложности работ и их объема зависит стоимость услуг, связанных с разработкой сметной документации, отражающей стоимость всех видов работ по проекту.

В условиях деятельности бюджетных организаций качество выполнения финансовых обязательств по смете и сроки перечисления денежных средств зависят от специфики возводимых объектов и графика перечисления бюджетных средств. Реализация бюджетной сметы связана с качеством технической базы, потенциальной возможности заключения трудовых соглашений с субподрядчиками, доступности сырьевых материалов и т.п.

Иными словами, сметные расчеты должны быть максимально приближены к реальным условиям, в которых будет осуществляться строительство запланированного объекта. Только при таком подходе можно обеспечить выполнение бюджетной сметы, исключив при этом перерасход бюджетных средств и срывы сроков завершения работ.